Госдума приняла в первом чтении закон об образовании. Чему будут учить наших детей в школах? На Кубани востребованы механизаторы, садоводы, виноградари, словом, рабочие специальности — как получить хорошую рабочую профессию? Что с нашими неэффективными вузами? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя ЗСК, глава комитета по вопросам образования, семейной политике Виктор Чернявский.
Вначале пресс-конференции он напомнил, чем в предыдущем созыве занимался его комитет: разработал 120 проектов законов, 176 постановлений, которые были направлены на модернизацию образования, укрепление семейной политики, поддержку многодетных семей, детей-сирот.
Вопросам развития дошкольного образования, создания безопасных и комфортных условий для обучения, воспитания детей, уделялось большое внимание. Так закон края об образовании позволил использовать разные формы дошкольного воспитания и развития: от детских садов до групп кратковременного пребывания различной направленности или семейного воспитания. Мало того, родители, чьи дети посещают дошкольные учреждения различной организационно-правовой формы, получают компенсации части платы.
Закон также предусматривает для поддержки сельских небольших так называемых малокомплектных школ повышающие коэффициенты на их финансирование. А для того чтобы сохранить эти учебные заведения, в Государственную Думу внесено предложение, согласно которому закрыть малокомплектные школы можно только по решению схода граждан, одобренного Советом местных депутатов.
Власть существенную помощь оказывает многодетным семьям, выплачивает пособие на детей до 23 лет, если ребенок продолжает учиться.
Семьи, которые воспитывают трех и более детей, имеют право на земельный участок, выделяемый безвозмездно для строительства жилья. В крае работают программы, стимулирующие повышение рождаемости: так, помимо материнского капитала федерального, семьи при рождении второго и последующих детей имеют региональный материнский капитал — 100 тысяч рублей. Со следующего года власть будет выплачивать пособие на третьего и последующих детей до трех лет в размере прожиточного минимума.
Учителя и воспитатели детских садов в крае получают различные доплаты, и средняя зарплата педагогов на уровне средней в экономике.
— Мы, я имею в виду Законодательное Собрание и администрацию края, большое внимание уделяем приемным семьям, — отметил Виктор Чернявский. — Ведь самый лучший интернат не заменит семейный дом. Родителям, усыновившим ребенка, выплачивается пособие в размере 300 тысяч рублей, а если речь идет о детях-инвалидах, то 500тысяч рублей.
Кроме того, закон о сельских усадьбах обращает внимание на то, что семьи, которые будут участвовать в проекте, при рождении второго ребенка получат поддержку 500 тысяч рублей, а третьего — 700 тысяч рублей.
— Все те меры, которые Законодательное Собрание, администрация принимают для повышения качества жизни людей, привели к положительным тенденциям, — подчеркнул Виктор Чернявский. — Так, по данным ЗАГС.
если сравнить показатели рождаемости в 2006-м и 2011 годах, то рост налицо. К примеру, в 2006 году родилось 53470 детей, а в 2011-м -64392.
По прогнозам, ежегодно будет прибавляться первоклашек от пяти до 15 тысяч в сравнении с 2010 годом.
Виктор Чернявский сказал и о «детском» законе, который, во-первых, закрепил ответственность родителей за своих детей, во-вторых, обозначил приоритетную задачу — создание условий для занятости ребенка. С его появлением детская и подростковая преступность снизилась. Нынче каждый ребенок может найти себе увлечение: либо заниматься в спортзале, либо в кружках художественной самодеятельности, либо — в технических. Особо заместитель председателя парламента остановился на вопросах профподготовки. И это понятно — Кубань нуждается в хороших рабочих кадрах. И неслучайно был принят краевой закон о начальном и среднем профессиональном образовании. В рамках данного закона образованы краевой и муниципальные координационные советы по профессиональному образованию.
В их задачи входит изучить потребности региона в трудовых ресурсах с учетом возможности экономики и перспектив ее развития. Важно не только, чтобы юноши и девушки получили профобразование, но и чтобы нашли себе применение в соответствующей отрасли.
В крае очень хорошо зарекомендовал себя Брюховецкий колледж, в котором обучаются не только выпускники школ, но и взрослые люди, решившие открыть свое дело. На базе профтехучилищ и колледжей создано 12 ресурсных центров, которые позволяют улучшить качество подготовки специалистов. Здесь также важна практическая подготовка. К примеру, в Динском районе на базе фермерского предприятия «Фисюра» будут проходить практику будущие виноградари.
И еще, Виктор Чернявский обратил внимание на профессиональную подготовку ребят, которые обучаются в коррекционных классах. Готовятся правовые предложения, чтобы на базе интернатов или профтехучилищ организовать подготовку таких ребятишек по специальностям, чтобы они получали профессию и после окончания учебы могли работать. Может быть, им не столь важны теоретические знания, но профессиональные необходимы.
Многих сегодня волнует, как и чему будут учить детей в школах в связи с принятым Госдумой в первом чтении законом об образовании? Не уменьшится ли количество часов на такие важные дисциплины, как русский и математика?
— Перечень основных предметов, которые сегодня утверждены, сохранится, но в старших классах на те или иные предметы может быть выделено больше времени для углубленной подготовки.
— уточнил Виктор Чернявский. — База обучения единая, количество предметов, без которых нельзя обойтись, также обозначено. Утвержден определенный стандарт
— чему учить, на какой базе учить и какие знания должен получить ребенок. Так что родителям волноваться нечего.
Прозвучал вопрос, касающийся недавней информации о неэффективности четырех кубанских вузов.
— Давайте будем осторожны с терминами, — призвал журналистов вице-спикер ЗСК. — Речь идет о вузах с признаками неэффективности, и сегодня Министерство образования определило некий критерий оценки вузов, чего раньше не было, и на основании этих критериев, не учитывая, может быть, специфики высших учебных заведений, сделало предварительные выводы.
Как отметил Виктор Чернявский, сначала опубликовали список вузов с признаками неэффективности, следующий этап
— персонально по каждому будет проводиться анализ, почему он попал в их число, и только после этого будет опубликован перечень неэффективных вузов.
Уже поступила информация из Министерства образования, что по Кубанскому аграрному университету произошла техническая ошибка, и он случайно попал в этот список.
— Надо очень взвешенно относиться к данной информации.
— подчеркнул заместитель председателя ЗСК. — Но, тем не менее, это первый такой анализ, и он не может не волновать.
Разговор также зашел о том что наша молодежь не очень грамотна.
— Плохо то, что молодое поколение меньше читает классики.
— заметил Виктор Чернявский.
— Наверное, это издержки того, что общество переживает иные времена, оно стало более техно-кратично, больше средств обучения нетрадиционных. Молодежь читает немало, просто источники информации иные, скорые. На кнопочку нажал — вот тебе реферат, в Интернет вошел — получил необходимый материал.
По мнению заместителя главы ЗСК, чтобы грамотность детей была выше, надо возвращать часы на литературу, вводить устную часть госэкзамена по литературе. Он не сторонник того, что ЕГЭ уравнял гуманитарные науки с естественными, перевел их на тесты. Но в одном уверен: молодежь у нас любознательная, стремится ко всему новому и прогрессивному. А значит, будет кому внедрять современные технологии в производство, открывать новые предприятия, сеять и пахать, словом, строить новую жизнь на Кубани.