» экзамены, гиа, егэ» Как выбрать профиль обучения
«Как выбрать профиль обучения».
Цель: проинформировать родителей о профильном обучении в старшей школе, предпрофильной подготовке девятиклассников и о возможных путях получения образования после окончания 9 класса; о возможных путях взаимодействия со своими детьми в вопросах выбора профессии.
Подготовка к собранию:
Ход собрания
1. Анкетирование родителей.
После анкеты идёт обсуждение результатов и подводится итог об актуальности первичного профессионального самоопределения девятиклассников, предварительного выбора профиля обучения.
Что такое профильное обучение и предпрофильная подготовка учащихся. (Информация для родителей).По решению Правительства РФ от 29 декабря 2001 года №1756-р об одобрении Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года на старшей ступени общеобразовательной школы предусматривается профильное обучение. Учащиеся 10-11 классов могут выбирать профиль обучения, то есть изучать актуальные для себя дисциплины в большем объёме. Предметы, которые не пригодятся им в будущей профессии, школьники осваивают менее углублённо. Поэтому важная задача, которая решается в период обучения в 9 классе, - предпрофильная подготовка, позволяющая учащемуся осознанно выбрать профиль обучения, то есть, по сути, совершить первичное профессиональное самоопределение. От этого выбора в немалой степени зависит успешность обучения школьников в старших классах, их подготовка к следующей ступени образования, а в целом к их будущей профессиональной деятельности. Чем точнее сделан выбор, тем меньше разочарований и трудностей будет в жизни у молодого человека и тем больше вероятность, что общество в будущем получит хорошего специалиста.
Учащиеся, оканчивающие 9 класс, должны быть готовы не только к профильному обучению, но и к дальнейшему жизненному, профессиональному и социальному самоопределению. Предпрофильная подготовка – это подготовка и ориентация в отношении не только выбора «профиля вообще», но и конкретного места и формы продолжения образования.
Если профильная школа характеризуется разнообразием «образовательных траекторий», то предпрофильная подготовка, по существу, предлагает лишь специальные курсы по 18-20 часов (по выбору учащихся). Это предпрофильные курсы «выросли» из давно забытых факультативов, которые раньше помогали школьникам углубить или расширить знания по тем или иным предметам. Задача родителей – помочь подросткам разобраться, какие курсы есть в школе, какие из них следует посещать, в какой очерёдности.
В плане работы школы предусматривается информационная работа с учащимися: знакомство с местными учреждениями возможного продолжения образования после 9 класса, изучение особенностей их образовательных программ, условий приёма, посещение дней открытых дверей так далее, а также мероприятия профориентационного характера (классные часы, занятия с психологом, психолого-педагогическая диагностика, анкетирование и консультирование).
Родители должны быть в курсе происходящих в школе событий, интересоваться у ребёнка, какие мероприятия профориентационного характера проводятся в школе, обсуждать актуальные проблемы, давать ненавязчивые советы, предлагать свою помощь при принятии важных решений.
Анкетировались 9 учащихся.
Из них: 2 продолжат образование в колледже;
3 ещё не решили, где будут учиться.
4 продолжают учиться в техникуме .
Главный советчик при выборе профессии – это родители и учителя.
В процессе изучения различных школьных предметов выявляются склонности, способности, интересы ребёнка: вполне естественно, что он хорошо учится по тем дисциплинам, к изучению которых у него есть способности. Опираясь на результаты успеваемости, учащийся часто совершает и соответствующий профессиональный выбор. Иногда на этот выбор оказывает влияние личность преподавателя. В любом случае требуется дополнительное изучение школьниками своих способностей, интересов, желаний, потребностей с целью уточнения профессионального выбора.
Наиболее существенное влияние на профессиональный выбор оказывают родители и ближайшие родственники. Школа и содержание образования, предлагаемое в ней учащимся, не являются, как может показаться на первый взгляд, значимым фактором профессионального самоопределения молодых людей. Поэтому родители должны понимать всю ответственность за советы, пожелания, а иногда и требования, адресованные своему ребёнку.
Как правило, родители высоко оценивают значимость образования в современной жизни и активно формируют у своего ребёнка стремление к продолжению учёбы. Многие понимают, что получение молодым человеком ресурсов в сфере образования в значительной степени обуславливает в дальнейшем его социальную мобильность, доступ к общественным благам. В развитом обществе освоение многих ролей, определённых статусов практически детерминируется учёбой, прохождением через формальные организации института образования.
Престижность высшего образования, независимо от форм его получения, в глазах россиян достаточно высока. Более 70% принявших участие в опросе по Интернету считают, что их дети должны получить высшее образование.
Пожелание родителям: изучите интересы, возможности своего ребёнка. Ориентируйтесь на реальные пути построения профессиональной карьеры, не отбрасывайте возможность получения начального профессионального образования как вполне реального и эффективного этапа в профессиональной подготовке учащихся после окончания основной школы.
При выборе профессии необходимо также иметь информацию о перспективах развития рынка труда, о наиболее востребованных в настоящее время профессиях и специальностях.
Нельзя оставить без внимания такой фактор профессионального самоопределения, как влияние сверстников. В силу возрастных особенностей для многих подростков мнение сверстников становится более значимым, чем даже мнение родителей и учителей. Поэтому немало школьников выбирают профиль обучения, образовательное учреждение «заодно с друзьями». Подростки выбирают углублённое изучение тех или иных предметов для того, чтобы у них с друзьями было одинаковое расписание уроков; чтобы вместе с другом поступить в один и тот же вуз и так далее.
Родителям при общении с детьми необходимо учитывать степень влияния сверстников на выбор профессии ребёнком, а так же насколько это влияние положительно. В любом случае обсуждение с подростком профессионального выбора надо вести очень тактично, нельзя отзываться негативно о его друзьях.
В декабре 2012 года в классе проводился классный час «В мире профессий» с участием родителей класса. Они рассказали детям о профессии военного, врача, инженера-технолога химической промышленности и экономиста.
Профиль | Профильные предметы по выбору (два из предложенных) |
Экономико-математический | Обществознание, география, физика, информатика и ИКТ, иностранный язык |
Физико-математический | Физика, информатика и ИКТ, геометрия (устно) |
Физико-химический | Физика, химия, информатика и ИКТ |
Химико-биологический, медико-биологический | Химия, биология, физика |
Биолого-географический | Биология, география, химия |
Естественнонаучный | Химия, биология, физика, география, информатика и ИКТ |
Естественно-математический | Химия, биология, физика, информатика и ИКТ |
Социально-экономический | Обществознание, география, история, иностранный язык |
Социально-гуманитарный | Обществознание, история, литература, иностранный язык |
Социально-педагогический | Литература, иностранный язык, обществознание, история |
Филологический
| Иностранный язык, русский язык (устно), история, литература |
Гуманитарный | Литература, обществознание, история, иностранный язык |
Технологический, агротехнологический (агротехнический), технический | Биология, химия, физика, информатика и ИКТ |
Информационно-технологический, индустриально-технологический, информационно-математический | Информатика и ИКТ, физика, иностранный язык, геометрия (устно) |
Художественно-эстетический | Мировая художественная культура, литература, история |
Оборонно-спортивный | Физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности, обществознание, история |
Историко-правовой | Обществознание, история, иностранный язык |
Экзамены по выбору в новой форме по профильным предметам будут проводиться территориальными экзаменационными комиссиями по текстам Рособрнадзора
Эта тема очень актуальна в данный период, ведь время летит быстро и в скором времени наши дети окажутся перед выбором. Чем раньше ученик поймет, в каком направлении ему двигаться к будущей профессии, тем выше у него будет мотивация в учебной деятельности, тем быстрее он будет формироваться как личность.
Приложение.
Анкета для учащихся.
-Ты продолжишь обучение в 10 классе;
-Пойдёшь учиться в колледж;
-Пойдёшь работать;
-Ещё не решил.
- С родителями;
- С друзьями;
- С сотрудниками школы
- Сам всё решу.
5. В какой класс ты хочешь поступить и почему?
Анкета для родителей.
Где Ваш ребёнок планирует продолжить своё образование?
Использованная литература.
одобрении Концепции модернизации российского образования на
период до 2010 года.
2. Сайт школы №24 х. Северокавказский - «Как выбрать профиль обучения»